Мы не сторонники тайн

В ноябрьском номере ведущего российского изданияTotal Football вышло интервью с директором Академии «Шахтера» Патриком фон Лиувеном. Корреспондент журнала лично побывал в Донецке и получил исчерпывающую информацию о том, как работают с молодыми талантами в одной из лучших школ Восточной Европы.

– Ваша Академия использует в своей работе голландскую философию – как в системе подготовки, так и в игровом стиле. А при отборе детей вы придерживаетесь тех же принципов, что и школы у вас на родине?
– Да. Мне кажется, что если существует отработанная технология, глупо придумывать что-то новое. Поэтому мы точно так же, как в Нидерландах, набираем в Академию тех, кто соответствует нашей философии, уделяем внимание их техническому и тактическому обучению и постепенно, по мере взросления ребенка, определяем его игровую специализацию.

– То есть вы, как и в Нидерландах, ставите во главу угла игру от чужих ворот, а не от своих?
– Да. Но это не означает, что мы не уделяем должного внимания оборонительным навыкам. Их развитие у ребят – тоже один из важных компонентов обучения в Академии. Наши воспитанники должны играть в острой атакующей манере, но при этом им нельзя совершать нелепых ошибок в обороне – ни позиционных, ни технических. Для достижения этих целей мы во время тренировок в составе небольших групп умышленно разбиваем команду на блок атаки и блок обороны и подолгу отрабатываем с ними все возможные ситуации в каждой из трех фаз игры. Мы учим их быть полноценно универсальными, если хотите. Но при этом самое главное для нас – добиться, чтобы ребята раскрывали себя полностью в атаке и получали удовольствие от игры.

– Судя по тому, что мы увидели на тренировочных полях, удовольствие от игры они получают по полной программе. Кстати, сколько сейчас воспитанников в Академии?
– 90 во всех командах.

– Мы заметили, что вы здороваетесь с ними, называя каждого по имени…
– Да, я знаю каждого из ребят по имени и стараюсь говорить с ними по-русски. Это тонкий психологический момент: благодаря такому отношению ребята чувствуют, что они все время на виду, что их каждодневная работа не остается без внимания.

– А отсев у вас большой?
– Максимум два футболиста в течение полугода. Просто каждые полгода мы оцениваем всех игроков по нескольким параметрам. Такой временной промежуток выбран потому, что по регламенту чемпионата Украины дозаявлять и отзаявлять футболистов можно тоже два раза в год. Поэтому каждый декабрь и каждый апрель в нашей Академии – пора аттестации во всех командах. В итоге мы получаем полное представление о том, кто из игроков прогрессирует, кто стабилен, а кто не соответствует нашему уровню.

– Много ли детей отбирается в самую младшую команду Академии – U-8?
– Начинаем обычно с 10–12 ребятами. Дело в том, что в этой возрастной группе мы играем командами из 8 человек, поэтому набирать слишком много воспитанников нет смысла. К тому же на количество самых юных футболистов влияет и такой фактор, как полное отсутствие в стране уличного футбола. Увы, ребят такого возраста, играющих в футбол, очень мало. Поэтому команда U-8 формируется на основе филиалов в обычных средних школах. Таких филиалов у Академии семь: три в Донецке и четыре по стране. Там созданы такие условия, что дети могут заниматься футболом уже с 5–6 лет. Кроме того, мы проводим специальные селекционные отборы, на которые съезжается много ребят из разных городов. Поэтому в промежутке с U-8 по U-13 из филиалов в Академию переходит довольно много футболистов.

– А тренеры у вас местные или вы приглашаете их из-за границы?
– В качестве тренеров у нас в основном работают бывшие футболисты «Шахтера», рано завершившие карьеру. Первоначально мы пробовали их на позиции ассистентов, а после переводили в главные тренеры. Вторая генерация наших наставников – это выпускники Академии, у которых не сложилось в профессиональном футболе. Обучаются тренеры сразу по нескольким направлениям. Еженедельно в Академии проходит тренерский совет, где я, как директор, анализирую все тренировочные планы и вношу в них необходимые коррективы. Кроме того, мы приглашаем специалистов из других стран, которые читают у нас лекции, и сами отправляем наших тренеров на стажировку в зарубежные клубы. Они уже побывали в «Байере», «Манчестер Юнайтед», «Барселоне» и практически во всех голландских клубах. Для нас эти командировки – один из ключевых компонентов процесса обучения.

– Занятно. Вы отправляете своих подопечных в команды со схожей игровой философией?
– Скажем так: мы отправляем их туда, где им будет интересно. Ведь в любой поездке может произойти одна из трех вещей. Им может не понравиться то, что они увидят. Они могут узнать что-то новое. Либо увидеть такую же школу, как наша. Но любая из трех описанных ситуаций для нас выгодна, поскольку в каждом из случаев тренер пополняет свой багаж знаний. Поэтому вернее будет сказать, что мы пытаемся делать упор на специализацию поездок. Хотя направление вы подметили верно, и сейчас мы решили поменять акценты. Теперь на очереди, например, миланский «Интер» – клуб, в котором ставку делают на оборонительный футбол с быстрыми контратаками.

– Честно говоря, удивляет, что вы не делаете тайны из вашей системы подготовки футболистов. Обычно в таких случаях люди стараются сослаться на некую секретность…
– Мы не сторонники тайн. Академия открыта для всех, кто хочет изучить наш опыт и внедрить его у себя. Мы проводим на своей базе и турниры, и семинары с привлечением специалистов из лучших футбольных академий Европы. Мы открыты для всех, кому интересен футбол. И мы верим, что таких людей – большинство.

Справка

Где тренируются?
Академия ФК «Шахтер» имеет в своем распоряжении два тренировочных комплекса: СТБ «Кирша», где занимаются возрастные группы профессиональной Академии, и комплекс, который находится возле стадиона «Шахтер» в центре Донецка, где занимаются футболисты юношеской Академии. На СТБ «Кирша» в распоряжении Академии находятся пять полей с натуральным покрытием и одно поле с искусственным покрытием. Также есть жилой блок и медицинский центр. В комплексе, который находится в центре города, тренировки и игры проводятся на двух полях с искусственным покрытием.

Кого обучают?
В Академии «Шахтера» собраны воспитанники возрастных категорий с U-8 по U-19. В каждой возрастной группе – только одна команда из 16–20 человек. В U-8 набираются дети из донецких школ. В U-12 их контингент расширяется за счет ребят из области. А в категории выше U-12 набирают футболистов со всей страны. Все команды играют по схеме 4-3-3, а школа в целом исповедует голландскую философию футбола. Учебный процесс включает в себя три типа тренировок: командные сессии, сессии в небольших группах и индивидуальный тренинг. В Академии работают 22 тренера, еще 12 наставников занимаются с детьми в филиалах Академии в Донецке и других городах Украины.

Патрик фон Лиувен
Родился 8 августа 1969 года в Ассене (Нидерланды).
Тренерская квалификация: лицензии УЕФА категории «А» и «PRO».
Образование: средняя школа. Выпускник Спортивной академии (специализация «футбол и зимние виды спорта»).
Карьера: 
1991–1993 – правый защитник, «Спарта» (Роттердам);
1994–1996 – правый защитник, «Хелмонд Спорт»;
1997–2000 – тренер Академии «Фейеноорда» (Роттердам);
2000–2006 – координатор Академии «Фейеноорда»;
2001–2002 – тренер в рамках проекта ФК «Фейеноорд» в Китае;
2002–2006 – начальник службы селекции Академии «Фейеноорда». В «Шахтере» с февраля 2006 года.

Пресс-служба ФК «Шахтер» по материалам журналаTotal Football, ноябрь 2011 года

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

We are open to everyone

The November issue of the Russian publication Total Footballfeatured an interview with the FC Shakhtar Academy Director Patrick van Leeuwen. Total Football’s reporter personally visited Donetsk to find out detailed information about the process of growing young talents at one of the best football academies in Eastern Europe.

– The work at the Academy is based around the Dutch philosophy in terms of both the training approach as well as the playing style. Do you apply the same principles for the selection of promising young players?
– Yes. I think that if there is a mature technology, it is foolish to invent something new. Therefore, we, just like in the Netherlands, recruit boys who fit our philosophy. We pay attention to the technical and tactical training, and gradually as the child gets older, we define his specialization as a player.

– So, you put more emphasis on the attacking football, don’t you?
– Yes. But this does not mean that we do not pay enough attention to defensive skills. Their development is also an important component of the training sessions at our Academy. Our charges should display attacking football, but they cannot make stupid mistakes in defence – neither positional nor technical ones. To achieve these goals, during our training sessions we deliberately break the team into the attacking and defensive groups, with simulating all the possible situations in each of the three phases of the game. We teach them to be fully universal, if you wish. Having said that, the most important thing for us is to make sure that children play to their full potential in the attack as well as enjoying the game.

– Judging by what we saw on the training fields, the boys seem to really enjoy the game. By the way, how many players are there at the Academy?
– The Academy comprises 90 players.

– We noticed that when you meet the boys, you call them by their names… 
– Yes, I know the names of every player at our Academy and I try to speak to them in Russian. This is a psychological thing: thanks to this attitude the boys feel that their daily work is not ignored.

– Do you have a large ‘dropout rate’?
– A maximum of two players per six months. Every six months we assess all the players according to several parameters. We chose this period because of the regulations that allow to submit players two times a year. Therefore, every December and every April we carry out such assessments. As a result, we get a complete picture of the players who are making progress as well as those who do not meet our standards.

– How many boys are selected for the U-8, the youngest team of the Academy?
– Usually, we begin with 10-12 kids. There is not much point in recruiting more players because the teams representing this age group consist of 8 players. In addition, the number of the youngest players is influenced by such factors as the country’s total lack of street football. The U-8 team is formed on the basis of branches located in ordinary secondary schools. We oversee seven branches of this type: three in Donetsk and four in other places of the country. They created the conditions suitable for the children aged 5-6. We provide special selections, which are attended by a lot of boys from different cities. Therefore, there is a large flow of players from the branches to the Academy within U-8 and U-13 level.

– Do you employ foreign or local coaches?
– We mainly employ former Shakhtar players, who completed their playing careers early. Initially, we used them as assistant coaches, and then they went on to become head coaches. The second generation of our coaches represents the Academy graduates, who did not make it to professional football. Our coaches are trained in several ways. Every week we gather together and I, as a director, analyze all the training plans and make all the necessary adjustments. In addition, we invite experts from other countries and we also send our coaches for training to foreign clubs. They have already visited Bayer, Manchester United, Barcelona and almost all Dutch clubs. For us, these trips are regarded as one of the key components of the learning process.

– Interesting. Do you send your charges to the teams that follow a similar philosophy?
– Let’s just say that we send them to places which they can find interesting. During any trip one of three things may happen: they may not like what they see, they can learn something new or see the same academy as ours. But any of the aforementioned situations is beneficial to us, because in each case, the coaches add to their knowledge. Therefore, it will be right to say that we are trying to focus on the specialty of such trips, although you correctly noticed the trend and now we decided to change accents. At the moment, it is Inter Milan, the team that relies on defensive football and fast counterattacks.

– Frankly speaking, it is surprising that you are not keeping in secret your training system. Usually, in such cases people try to refer to some privacy…
– The Academy is open to everyone who wants to explore and implement our experience. We hold tournaments and seminars that feature experts from the best European football academies. We are open to everyone who is interested in football and we believe that such people make up the majority.

Based on Total Football

FC Shakhtar Press Office 

0 replies

Leave a Reply

Want to join the discussion?
Feel free to contribute!

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *